Перед тем, как браться за работу.

 

В интернете не мало информации для самодельщиков. Довольно подробно описаны материалы и технологии. Эта статья не откроет ничего нового, но призвана в нескольких тезисах сформулировать основные моменты, о которых стоит подумать перед началом работы над лодкой. Материал касается постройки лодок из дерева и фанеры.

 

 

Назначении лодкисамое важное определиться с тем, что вы планируете строить. Основой выбора типа судна является, разумеется, предпочтение будущего владельца, но перед принятием окончательного решения имеет смысл прочитать эту статью.

 

Проект – проект является основой для строительства. В русскоязычной, а особенно в англоязычной частях интернета масса проектов и информации о строительстве. Некоторые проекты предлагаются бесплатно, другие имеют какую то (обычно небольшую) стоимость. Бесплатные проекты обычно имеют меньшую детализацию, хотя имеются исключения. Отдельно нужно сказать о старых проектах. По ним построено множество лодок, они проверены временем. Однако технологии судостроения, в том числе любительского,  постоянно развиваются. Многие вещи, используя современные материалы и знания можно изготовить существенно проще, чем это делали 20 лет назад. Поэтому к старому проекту всегда следует подходить критически, заранее продумать, возможно, что то можно улучшить, упростить. Но делать это следует на основе знаний и опыта, поэтому старые проекты нельзя рекомендовать начинающим судостроителям.

Из проекта будущий строитель как минимум должен понимать параметры судна, а так же размеры основных деталей, последовательность постройки. В противном случае объем работ по подготовке деталей (с конструированием, вычерчиванием, и т.д.) может стать неприемлемым.

Что касается подхода к размеру будущего судна, то тут нужно учитывать несколько моментов. Часто самодельные лодки строят с целью экономии средств. Но тут нужно правильно планировать свои силы и возможности. Небольшая лодка будет построена быстрее и, вероятно, качественнее, чем моторный катер или яхта  9 метров длинной. С другой стороны, разница в стоимости между фабричной небольшой лодкой и самодельной может быть незначительной, строить имеет смысл только если у вас есть другие цели, кроме экономии, например, занять детей, поработать с материалом и т.д. При увеличении размеров лодки выгода становится более существенной, однако и трудозатраты быстро возрастают! Более крупные лодки обычно имеют силовой каркас, сложные обводы, массу деталей оснащения. Постройка такой лодки продлится несколько месяцев и требует более сложной организации. С другой стороны, для многих самостоятельная постройка это единственный шанс получить более или менее крупный катер или яхту. Используйте наборы для сборки, хотя бы частично, это существенно сократит трудозатраты. Пробуйте, и у Вас все получится!

 

Место работы – в значительной степени от места работы зависят возможности строительства. Для работы над моторным катером или яхтой длиной 5 и более метров, со сложным оснащением лучше иметь утепленный отапливаемый бокс, при этом заранее следует продумать, как можно будет переворачивать лодку и спускать ее на воду. При отсутствии бокса сложный проект скорее всего придется реализовывать несколько сезонов, так как основной материал для работы – эпоксидная смола имеет существенные ограничения по застыванию по температуре (об этом в специальном разделе ниже). То же можно сказать и о красках, шпаклевках и т.д. Да и работать в снегу и при морозе неудобно! Поэтому, если условия для работы предполагаются  спартанские (возможно даже полиэтиленовый тент), лучше  использовать простой проект, воспользоваться готовым набором с нашего сайта (www.woodboats.ru). В этом случае вы успеете быстро реализовать проект за теплый сезон и испытать его.

На рабочем месте нужно иметь верстак и место для складирования деталей, в противном случае работа не доставит удовольствия, а превратится в преодоление трудностей.

 

Инструменты. От качества инструментов сильно зависит качество готового изделия. Вам понадобятся простые столярные инструменты: рубанок, пила, киянка, стамески, отвертки и т.д. Электроинструмент существенно облегчает работу. Нельзя рекомендовать приступать к работе, не имея электрошруповерта, электродрели, электрорубанка, электролобзика, и шлифовальной машины. Кроме того, может понадобиться циркулярная пила.

 

Фанера – широко используемый материал для любительского судостроения. Практически доступна фанера нескольких типов и толщины. Различают фанеру:

            - По основному материалу. Бывает березовая, хвойная, из экзотических пород. Фанера из экзотических пород часто используется для отделки, поэтому внешние слои могут выглядеть красиво, а внутренние могут быть из низкокачественной древесины!

            - По типу используемого клея и влагостойкости. В России обычно продается фанера марки ФК (слабо  влагостойкая) и реже ФСК (влагостойкая, с более темными клеевыми швами). Если тип фанеры не известен, то можно попробовать проварить кусок фанеры несколько часов в воде, качественная фанера при этом не распадается.

            - По наличию дефектов на  лицевых поверхностях. В настоящее время обычно качество обозначается цифрой от 1 (высшее качество, без дефектов древесины на лицевой стороне) до 4 (низкое качество, присутствуют трещины, сучки и т.д.). Так как стороны у фанеры две, то и качество лицевой поверхности обозначается двумя цифрами, например 2/3

            - Еще у фанеры бывает шлифованная и не шлифованная лицевая сторона.

 

На практике лодки можно строить из любой фанеры. В любом случае поверхность фанерных деталей должна быть тщательно защищена от влаги, дефекты можно зашпаклевать и т.д. Фанерные поверхности у лодки обычно покрываются эпоксидной смолой в несколько слоев. Но, разумеется, чем выше качество фанеры, тем меньше проблем будет доставлять лодка при постройке и эксплуатации.

 

Соединение длинных фанерных деталей. Соединения выполняются на эпоксидном клее. На практике применяется несколько способов: соединение на ус, соединение на подкладках, соединение встык на силовых элементах (например корпуса). В наборах компании www.woodboats.ru используется соединение в виде пазла. Пазл существенно увеличивает длину клеевого шва и распределяет нагрузку на большую площадь детали. Соединение на ус сегодня применяется редко из за трудоемкости. Соединение на подкладке не всегда возможно из за технологических особенностей изделия и внешнего вида. Наиболее часто сегодня применяется соединение на силовых элементах, например листы обшивки соединяются на рамке шпангоута. Практически такие соединения успешно эксплуатируются, так как в любом случае шов шпаклюется и обычно покрывается стеклотканью. Однако такое соединение может обладать недостаточной жесткостью, что со временем может привести к проблемам при интенсивной эксплуатации. Соединение в виде пазла является технологичным, прочным и жестким.

 

Эпоксидные смола – наиболее распространенный тип связывающего, применяемый любителями при деревянном судостроении. Эпоксидные смолы практически известны с 50-х годов двадцатого века. До сих пор в России активно применяется смола ЭД-20 с отвердителем ПЭПА, разработанная десятки лет назад. К сожалению этот наиболее доступный и недорогой материал обладает рядом недостатков. Основным недостатком следует признать медленно затвердевание при температурах ниже +25 градусов Цельсия. На практике, через 24 часа после применения, смола может выглядеть застывшей, но прочность соединения при этом составляет 10-20% от стандартного. При попытке обработки поверхности недостаточно застывшая смола смазывается, горит, забивает шкурку,  и т.д. При температуре ниже +20 градусов время застывания и набора прочности соединения может составлять неделю и больше! Кроме того, для снижения хрупкости в эту смолу нужно добавлять специальные добавки.

Сегодня имеются импортные и отечественные эпоксидные материалы нового поколения, более пластичные и менее требовательные к условиям применения. К сожалению, стоят они на 20-70% дороже чем отечественная ЭД-20, и менее распространены. Перед началом работы имеет смысл потратить некоторое время на поиск в интернете и разобраться, что наиболее подходит для ваших условий. Некоторые материалы можно приобрести на нашем сайте www.woodboats.ru . При потенциально низких (ниже +25 градусов) температурах при работе имеет смысл применять современные эпоксидные смолы, так как это сэкономит время и повысит качество работы.

 

Стеклоткань. Стеклоткань на деревянной лодке применяется для оклейки поверхностей корпуса, швов, усиления элементов и т.д. После оклейки стеклотканью корпус становится существенно более жестким, поверхность устойчива к повреждениям. Любители обычно применяют оклейку на эпоксидных материалах. Промышленность выпускает стеклоткань нескольких типов: конструкционную, для теплоизоляции, различного плетения и т.д. Стеклоткань может содержать в себе замасливатель (например парафин) – технологическое вещество, необходимое при производстве. Перед использованием стеклоткани его необходимо удалить.  Однако сегодня можно купить любую стеклоткань, в том числе и предназначенную для  использования с эпоксидными смолами без предварительной подготовки. На практике целесообразно применять конструкционные стеклоткани марок Т-11, Т-13, Т-23 (эти сорта различаются между собой плотностью).

Оклейка стеклотканью требует некоторой сноровки, хотя ничего особенно сложного в этом процессе нет. Лучше работать вдвоем, эпоксидную смолу разводить небольшими порциями (не более 500-700 грамм). Проще всего использовать «сухой» способ, когда смола наносится на уже раскатанную и подогнанную по месту стеклоткань.

 

Аэросил – белый порошок – диоксид кремния. Очень легкое вещество с высокой адсорбцией. В практике любительского судостроения применяется как наполнитель для тиксотропных (не растекающихся) эпоксидных шпаклевок: При добавлении аэросила получившаяся масса имеет консистенцию шпаклевки и не растекается даже на вертикальных поверхностях. Очень полезное вещество, так как выпускаемые промышленностью шпаклевки либо дороги, либо не подходят для использования на лодке по каким либо своим качествам. В частности, обычная отечественная эпоксидная  шпаклевка требует для своего затвердевания при комнатной температуре нескольких суток и более.  Шпаклевка на основе смеси эпоксидной смолы и аэросила отлично подходит для применения в любительском судостроении.

 

Микросферы – порошок белого цвета. При добавлении микросфер в эпоксидную смолу получается масса, отлично растекающаяся по поверхности и заполняющая любые пустоты (то есть по свойствам является противоположной составам с аэросилом). При этом подобный состав существенно легче и дешевле цельной эпоксидной смолы.

 

Порядок работы. В общем случае порядок работы следующий:

  1. подбирается и обдумывается проект, составляется план работ
  2. подготавливаются недостающие чертежи
  3. подготавливается материал (в том числе сращиваются рейки, фанера и т.д.)
  4. детали размечаются на материале
  5. детали выпиливаются и обрабатываются
  6. подготавливается стапель и организуется сборка. В сложных проектах может быть несколько этапов: сборка набора корпуса, обшивка, переворот, дополнительная обшивка. В проектах по технологии «сшил и склеил» можно сразу приступать к сборке корпуса.
  7. оклейка швов и/или корпуса стеклотканью
  8. отделка и окраска
  9. оснащение лодки

При использовании наборов www.woodboats.ru первые пять пунктов заменяются на приобретение комплекта, что экономит до 50 и больше процентов времени.

 

Наборы для сборки. За рубежом, в Европе и Америке, несмотря на развитый рынок готовых судов промышленного производства,  существует довольно обширное предложение по комплектам для сборки лодок различного размера и сложности. В России этот рынок не сформирован, хотя отдельные предложения появляются. На сайте www.woodboats.ru представлено несколько вариантов наборов. Для простых лодок предлагается полный набор, включая клей и технологические приспособления. Для более сложных наборов, например яхты Лиса 500 возможно избрать разную тактику сборки. Например, сначала заказать набор с комплектом шпангоутов и продольного набора (вычерчивание и вырезание этих деталей весьма трудоемкий процесс), а далее в зависимости от успехов/опыта заказывать наборы обшивки либо обшивать лодку самостоятельно листами фанеры «по месту». Можно сразу заказать весь набор деталей со скидкой. При работе с наборами следует иметь ввиду, что некоторые детали поставляются с припусками, призванными сгладить неточности индивидуальной сборки, поэтому работать инструментами и подгонять детали придется, особенно в сложных проектах, имеющих множество деталей. При этом в зависимости от комплектации наборов дополнительно для сборки потребуется клей, стеклоткань, крепеж (нержавеющие шурупы), различные петли и некоторые дельные вещи.

 

ГИМС – Государственная Инспекция по Маломерным Судам. В нашей стране все должно быть тщательно подсчитано, учтено и занесено в анналы. Поэтому большая часть лодок, включая байдарки и надувные лодки должна быть зарегистрирована в ГИМС. Выдержка из приказа МЧС:

Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:
   - самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного
(река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

Важно:

1.                          Из этого текста следует, что парусные суда независимо от параметров в ГИМС не регистрируются, что является коллизией в законодательстве (предполагается, что этим вопросом должны заниматься спортивные федерации, но на начало 2010 года в этом вопросе имеется только туман). Однако если судно будет эксплуатироваться с мотором хотя бы иногда, регистрация необходима.

2.                          не регистрируются совсем маленькие лодки, байдарки и надувные лодки.

 

 Порядок регистрации судов заводского производства описан в документации ГИМС довольно подробно, там же имеются ссылки на «суда индивидуальной постройки». На практике для регистрации самодельной лодки необходимо как минимум:

  1. Проект (с проектом сравнивается судно при техническом освидетельствовании). Для комплектов с сайта www.woodboats.ru  предоставляется проектная документация.
  2. Документы на приобретение материалов

Фактически, прежде чем строить лодку нужно решить, будит ли регистрироваться судно. Если да, то имеет смысл заранее прояснить в конкретном ГИМС порядок регистрации самоделок и вести работы с оглядкой на эти требования. Например, информация имеется в приказе МЧС №501, других документах, которые без труда можно найти в интернете по ссылке «ГИМС». При этом следует иметь ввиду следующие моменты:

            - существуют различные районы плаванья, для самых простых категорий (прибрежное плаванье в малых реках и озерах) требования разумеется ниже, чем для морского плаванья, инспектора охотнее ставят самую простую категорию (ограничено годное к плаванью, см приказ №501)

            - понятие «проект» может быть довольно расплывчатым, тут нужно уточнять на месте…

            - инспектор – государственный служащий и должен действовать по закону. Например, если вы предоставили проект и документы на приобретении материалов, но вот проект или судно «не понравилось», то инспектор обязан выдать письменный отказ в производстве регистрационных действий (выдачи акта технического освидетельствования), на основе которого можно устранить описанные нарушения и подать заявление о регистрации повторно, либо оспорить решение инспектора через суд.

            - приказах по ГИМС описываются испытания, которые должна пройти лодка в случае «подозрений» инспектора

            - при регистрации следует иметь ввиду, что мы живем в России, и наш народ всегда умел виртуозно решать самые непреодолимые проблемы…

 

В заключении хочется пожелать всем, кто решился на непростое, но интересное дело постройки лодки, успехов и удовольствия от работы.

 

www.woodboats.ru