Яхта  «лиса 500» в практической эксплуатации 2010 год

Данный обзор основан на опыте эксплуатации «Red Fox» - одной из первых лодок, построенных по проекту Игоря Седельникова. Лодка была построена и зарегистрирована в конце лета 2010 года, так что опыт пока не большой.

Особенности конструкции, некоторые характеристики.

Корпус лодки  «Red Fox» построен практически без изменений от оригинального проекта.  Небольшие изменения внесены в конструкцию палубы  там, где палуба соединяется с рубкой – там добавлен дополнительный бимс. Постройка  производилась из  набора для сборки компании «woodboats.ru»

IMG27.jpg

Корпус на стапеле

Корпус имеет наборную конструкцию с обшивкой из 6мм фанеры.  Дополнительно днище и борта оклеены двумя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле. Палуба не оклеивалась, на взгляд владельца в этом нет необходимости, так как имеется весьма развитая конструкция внутреннего набора, а интенсивный абразивный износ не предполагается. За то палуба получилась весьма приятной на ощупь, да и о лишнем весе не стоит забывать.

В результате получился корпус  массой порядка 250 кг.

Существенным отличием лодки «Red Fox» от первоначального проекта «Лиса 500» является добавление утяжеленного до примерно 50 кг шверта (в авторском варианте шверт деревянный).   Целью данного изменения изначально являлось уравновесить рангоут и несколько снизить валкость лодки. Эффективность подобного изменения спорна, но об этом в дальнейшем.

Кроме шверта, на «Red Fox» на дне трюма у швертового колодца установлено два аккумулятора весом по 25кг каждый. Общий весовой расчет яхты:

материал

масса, кг

1.

корпус

древесина

250

2.

шверт

свинец

50

3.

аккумуляторы

свинец

50

4.

рангоут и такелаж

алюминий

30

Итого масса пустого судна:

380

5.

Прочее оборудование: огнетушитель, мотор, спасательное снаряжение, и т.д.

средний

40

6.

якоря

сталь

10

Итого масса снаряженного судна

430

Груз - Экипаж и пассажиры (4х100)

тело человека

400

Итого полное водоизмещение:

830

 

Таким образом, полное водоизмещение легкой вообще то яхты может составлять весьма внушительную величину 830 кг!

Электрооборудование включает ходовые огни для хода под парусами и под мотором, освещение в каюте. Можно запитать различные бытовые устройства.

Парусное вооружение. В отличие от авторского проекта, швертбот оснащен поворотной мачтой без краспиц. Целесообразность такой конструкции с точки зрения скорости и ходкости на данном этапе оценить трудно, однако постановка и завал мачты всего с тремя деталями стоячего такелажа   упрощается, что не маловажно для трейлерной лодки. Площадь парусности по проекту – 14,3м2. Более подробно вооружение, размещению элементов такелажа будет рассмотрено ниже, в разделе посвященном описанию лодки на воде.

В качестве двигателя на лодке применен двигатель «Тохасу» мощностью 3,5 л.с. Под этим мотором лодка развивает скорость порядка 6-8км/ч  в зависимости от состояния водной поверхности.

На берегу.

Этот раздел включен не случайно. Сегодня человеку, который занимается прусами или просто отдыхом на воде, нужно решить несколько вопросов: где хранить лодку, как ее обслуживать, сколько времени занимает подготовка к выходу на воду и т.д.

лиса у бона.JPG

Лодка пришвартована у бона.

Если учесть, что времени часто не хватает, то не всем охота долго и утомительно готовиться к выходу, что бы покататься пару часов и потом снова (уже в темноте) собираться домой.  Так же нужно подумать и об отношениях с  проверяющими органами, проблемы с которыми могут возникнуть «ниоткуда».

«Red Fox» - трейлерная лодка.  Это значит, что она без особых проблем может на трейлере подъехать к берегу (в том числе и необорудованному) и отправиться в путь по воде. Впрочем, в отличии от моторных лодок, требуется время на постановку рангоута и такелажа. Но, как уже говорилось выше, из за небольших размеров и применения мачты с двумя вантами и штагом без краспиц постановка рангоута осуществляется достаточно быстро. Для перевозки мачты и гика сделаны специальные кронштейны, крепящиеся к транцу и переборке рубки.  Для подъема мачты используется трейлерная лебедка и небольшая стрела.

на трейлере.JPG

Лодка на трейлере готовится к спуску

Несколько слов о трейлере и правилах дорожного движения.  Для категории «В» в РФ установлены следующие ограничения: общий вес автопоезда – 3500кг, длина автопоезда – 11м, вес прицепа, не оборудованного тормозами – 750 кг и некоторые другие.  Для обычного легкового автомобиля, который весит порядка 2000-2500кг вроде бы не проблема и прицеп с полным весом до 1000кг и более, но нужно помнить об ограничениях по длине (включая торчащие детали вроде мачты). Если же прицеп ездит за джипом (особенно удобно при вылазках к необорудованному берегу), то тут могут быть проблемы, если лодка и прицеп достаточно тяжелые. Например, «Туарег» полной массой 2800кг и длиной что бы уложиться в категорию «В» должен буксировать прицеп с полной массой не более 700кг, и многие распространенные яхты класса «микро» с соответствующими трейлерами в требования правил не укладываются (полный вес автомобиля и прицепа указаны в свидетельствах о регистрации).  То же касается и длины автопоезда , которую ретивый инспектор ГИБДД может и измерить…  Наказание за несоблюдения требований к ограничениям категории могут быть достаточно значительными , приравненными к езде без прав или несоблюдение габаритов (предусматривает лишение прав).

Разумеется, можно придумать различные ухищрения с документами, рассчитывать, что проблемы не будет, или например пройти цикл сдачи экзаменов в ГИБДД на категорию «Е».  Но в любом случае этому вопросу имеет смысл посвятить время перед постройкой / приобретением лодки.

Когда владелец «Red Fox» планировал приобретение (постройку) яхты, этот вопрос также рассматривался,  лодка по проекту «Лиса 500» на трейлере (прицеп «Shark 9» полной массой 500кг) вполне удовлетворяет  требованиям категории «В»

Кроме требований правил, величина трейлерного судна влияет и на проходимость автопоезда.  К сожалению, в нашей стране не слишком много оборудованных слипов, а перспектива увязнуть при спуске или подъеме лодки из воды  у необорудованного берега существенно ограничивает использование трейлерной лодки. 

Подводя итог вышесказанному, практическая эксплуатация лодки по проекту «Лиса 500» подтвердила, что яхту в проектных габаритах достаточно просто эксплуатировать силами семейного экипажа, никаких экстремальных усилий при спуске / подъеме лодки, установке рангоута и т.д. не возникает.  

Отдельно стоит остановиться на взаимоотношениях с ГИМС.  В С-Петербурге поставить на учет небольшую самодельную лодку оказалось не очень сложно.  Для этого пришлось подготовить  «Пояснительную записку» с простыми расчетами плавучести/остойчивости и кратким описанием систем (типа «система пожаротушения представлена огнетушителем», «система осушения представлена насосом» и т.д.), а так же основные чертежи и документы на материалы произвольного содержания. Дальше, после уточнения требований снабжения и нескольких походов в ГИМС с уточнениями вопросов лодку удалось поставить на учет и получить судовой билет (без всяких взяток и дополнительных платежей, только то, что  положено законодательством).

Для управления парусной лодкой с площадью парусов до 12м2 в С-Петербурге достаточно пройти курсы (1 месяц) и получить удостоверение на управление катером/мотолодкой, и дополнительно прослушать лекцию по управлению парусной лодкой. На экзамене помимо ответов на компьютере и тренажера по катеру/мотолодке для получения парусной категории до 12м2 нужно пройти собеседование и знать основные определения, курсы относительно ветра, правила выполнения поворотов и расхождений парусных судов.

Проблема с площадью парусности (по проекту «лиса 500» 14,3м, а категория в удостоверении 12м2 ) решилась в момент регистрации яхты.  На регистрацию был подан проект с площадью парусов 11.7м2 и эта величина появилась в судовом билете (вероятность обмера парусов при проверке ГИМС на воде, да и при техосмотре прямо скажем маловероятна).

Кроме путешествий на трейлере, в сезоне 2010 года «Red Fox» основное время решено было держать на воде. Это связано с тем, что интерес к проекту велик, и много желающих посмотреть лодку  и провести «тест драйв». Кроме того, в акватории невской губы владелец активно проводил обучение детей и прогулки для купания (лето было жарким).

Практика показала, что никаких проблем с корпусом не происходит, лодка не течет, и для отхода от берега требуется минимум действий. Стоимость причала так же минимальна, так как лодка маленькая и не требует глубокой стоянки.

Лодка на воде.

В предыдущих разделах речь шла в основном о рабочих моментах эксплуатации яхты.  В этом разделе речь пойдет о лодке на воде.

Итак, лодка «Red Fox» небольшая.  Однако перемещаться по лодке на воде вполне возможно, требуется небольшая сноровка.  При тихом ветре прогулки на яхте напоминают идиллию. Лодка идет не спеша, пассажиры (до 5 человек) вполне комфортно размещаются на лодке, можно перемещаться, работа с парусами особых проблем не доставляет. Управление удобное, даже при небольшом ходе яхта уверенно слушается руля. Без особых проблем можно заходить в рубку, правда находиться там долго даже в тихую погод могут только тренированные организмы, укачивает очень быстро…

При усилении ветра до 5м/с для управления лодкой может потребоваться уже больше чем сноровка, для постановки парусов «из мешка» возможно потребуется даже мужество, поэтому паруса лучше крепить перед выходом. При уборке стакселя на ходу при ветре 5-8м/с на нос нужно посылать только опытного человека, желательно со страховочным концом.

Ситуация с гротом несколько проще, но уборка его на ветру так же занятие не простое, требует усилий.

Нельзя забывать, что «Red Fox» - не полноценная крейсерская яхта, а швертбот.  Ошибки при работе с парусами могут привести в неприятностям в виде уваливания под ветер с острых курсов с недоубранными /недопоставленными парусами и последующими неприятностями в виде резких кренов на волне, сопровождаемых хлопками парусов.

При полностью поставленных парусах и ветре 5-8м/с  ошибка рулевого и  уваливание с острых курсов в галфвинд с обтянутыми парусами приводит к резким кренам и впрыску адреналина!  Еще более экстремальные ощущения можно пережить при повороте фордевинд, если команда недостаточно интенсивно или не вовремя выбирает гика шкот.  Рывок яхты при переходе гика надолго запоминается малоопытным яхтсменам.

Впрочем, перевернуть яхту со стандартными парусами при ветре 5-8 м/с скорее всего не удастся.

Вообще, если предполагается постановка и уборка парусов на воде при свежем ветре,  то лучше всего иметь экипаж из трех человек.  Пока два матроса возятся с парусами, рулевой имеет возможность следить за курсом и при необходимости помочь матросам советом.  На ходу с креном три человека с комфортом размещаются на наветренном борту.

По небольшой волне лодка идет стабильно, но рулевому нужно внимательно следить за ситуацией.  Лодка маленькая, и даже небольшая волна может активно влиять на курс.  Румпель отпускать нельзя.

Скорость лодки детально не исследовалась, и попытки достичь максимальной скорости так же не предпринимались.  При ветре 3-5м/с на полном бейдевинде и фордевинде скорость достигает 8-9км/ч по GPS. По видимому это не предел, в галфвинд лодка разгоняется еще больше, но для скоростных исследований нужно настроить лодку и тренировать команду.

О лавировочных качествах. Во время испытаний проводилась трассировка по GPS при ветре 5м/с. После пары  десятков  смены галсов лодку повернули в фордевинд и вернулись к месту старта. Далее появилась возможность в спокойной обстановке проанализировать пройденный путь на экране прибора. Получается, что максимально острый бейдевинд для яхты находится около 45 градусов к ветру, вблизи  этого положения ход становится неустойчивым, управляемость падает. При угле к ветру 50-55 градусов яхта идет стабильно и с удовлетворительной скоростью. Эти измерения разумеется достаточно грубые, но представление о лавировочных качествах дают.

такелаж лиса.JPG

Основные фалы и шкоты управления парусами. Видна так же лебедка для подъема шверта.

Многие проблемы удобства управления связаны с особенностями такелажа конкретной лодки. В будущем сезоне планируется внести изменения:

- крепления погона гика шкота на краю кокпита в центре лодки приводит к тому, что такелаж грота и стакселя пересекается. Более целесообразно перенести погон гика шкота дальше в корму,  в центр кокпита, там он тоже будет мешать, но значительно меньше. При этом нужно подумать об удобном управлении румпелем. Усилия, требуемые для управления гротом даже на свежем ветру вполне приемлемые.

такелаж лиса 2.JPG

Поворотная мачта, люк рубки, стаксель фал и фидер топовых огней.

- не удобно расположены стопора стаксель шкота. Это приводит к излишним усилиям при креплении шкотов в стопорах и ненужным перемещениям шкотового матроса. Вообще в авторском варианте предполагалось использование лебедок, но в виде как в авторском проекте они скорее всего не будут удобными, так как для работы с ними шкотовому нужно перемещаться на подветренный борт, что в условиях откренивания экипажем на сильном ветру может вызвать проблемы. С другой стороны, работа со стакселем 5м2 при ветре 5-8м/с без лебедки для детей и подростков может быть сложной из за высоких усилий. Возможно, в будущем сезоне, в нарушение стандартных конструкций стаксель шкоты будут проведены на лебедки противоположного борта (расположение которых будет соответствующим).

- для решения проблемы с постановкой/уборкой парусов на ветру  малоопытным экипажем имеет смысл установить закрутку грота на гик (конструкция пока не понятна)  и стакселя, управляемые из кокпита. Другим вариантом является разработать более простые (чем закрутки) снасти, облегчающие постановку/уборку парусов и крепление их на палубе (для стакселя) и на гике (для грота). В любом случае все такелажные скобы будут заменены на карабины, которые можно крепить и раскреплять одной рукой.

ребенок.JPG

Шкотовый матрос после очередного поворота оверштаг

Палуба лодки удобна для перемещений и не заливается даже в свежий ветер, но размещение каких либо полезных вещей на палубе проблематично. Даже за небольшими предметами, типа бинокля, катрты и т.д. приходится бегать в рубку,  что не удобно. Попытка уложить что либо на борт приводит к неминуемой потере предмета в водной пучине, а на дне кокпита вещи путаются и мешают под ногами при работе с парусами. Поэтому в планах устройство на палубе нескольких врезанных рундуков, возможно на основе покупных деталей.

Итак, можно заключить, что вполне современный  проект небольшой и относительно недорогой яхты для повседневного использования вполне состоялся и опробован на практике. Будем надеяться, что в следующем сезоне появится еще несколько лодок и можно будет говорить о коллективных мероприятиях.

Сентябрь 2010

www.woodboats.ru